Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 28 человек

«Пятиминутки безопасности»

Дата: 24 июля 2019 в 13:33, Обновлено 8 ноября 2021 в 12:50
Автор: Щусь Т. П.

Научно-технический прогресс, наряду с благами, принес и неисчислимые бедствия, как человеку, так и окружающей среде. Развитие современного общества порождает целый ряд опасностей: природных, техногенных, социальных. Человек, попадая в зону действия различных непредвиденных ситуаций (аварий, катастроф, стихийных бедствий, пожаров, взрывов, преступлений, вредных привычек и т.д.) может получить травмы и увечья различной степени тяжести.

Как защититься от всех напастей и крушений, которые могут коснуться нас в повседневной жизни? Вот здесь появляется понятие безопасности, обеспечение которой и позволяет в какой-то мере застраховаться от всевозможных проблем и включает в себя комплекс мер, направленных на сохранение собственной жизни и жизни членов семей, особенно детей.

Соблюдение элементарных правил личной безопасности помогает человеку избежать различных физических и моральных травм.

Современным детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности внешних факторов, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Очень важно с самого раннего возраста формировать у обучающихся навыки безопасного поведения, воспитывать законопослушного гражданина. Задача педагогов развить у учащихся понимание опасности, которую таит в себе окружающий мир. Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

Базовый материал по обучению основам безопасного поведения дети осваивают на учебных занятиях.

«Пятиминутки безопасности» - до 5 минут информирования по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, формирования основ безопасного и ответственного поведения (3 раза в неделю). Проводится учителем-предметником.

Цель «Пятиминутки безопасности» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения, путем создания у обучающихся соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы  безопасного поведения.

При организации и проведении «Пятиминуток безопасности» нельзя ориентироваться только на напоминания, повторение известных положений (таких как «будьте осторожны»). Необходимо пробудить внимание и интерес,  рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанный с раскрытием определенных закономерностей, или разбирая конкретный случай происшествия.

Проведение «Пятиминуток безопасности» должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни акций, смотров, операций и рейдов по безопасности и профилактике, а постоянно действующей системой влияния на мышление и действия детей и подростков, на воспитание у них навыков правильного поведения.  

Целесообразно каждую «пятиминутку» разбирать новый вопрос. В отличие от урока или воспитательного мероприятия, «Пятиминутка безопасности» не требует от педагога специальной подготовки либо каких-то особенных знаний предмета. «Пятиминутку безопасности» проводит любой учитель, либо преподаватель.  

«Пятиминутка безопасности» должна быть именно пятиминуткой. Ее длительность — максимально 5 минут!!! Педагог задаёт вопрос (ставит проблему) и, выслушав мнение нескольких обучащихся, обобщает их и дает объяснение. Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснений одной и той же ситуации детьми.

Нет необходимости пытаться «объять необъятное», группируя несколько вопросов (даже если они кажутся вам одинаково важными и актуальными) в одну мини-беседу. Это не работает. Главное правило «минутки» - ее краткость. Вопрос должен предельно четко описывать КОНКРЕТНУЮ  ситуацию, а ответ – давать однозначную рекомендацию, как действовать в данном конкретном случае. Наша задача – добиться ОСОЗНАННОСТИ поведения.

Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагостроенность внешней среды, халатность и недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребёнка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
Работа родителей по предупреждению травматизма должна проводиться в 2 направлениях:
  1. Устранение травмоопасных ситуаций.
  2. Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.
Наиболее часто встречающийся травматизм у детей - бытовой.
Основные виды травм, которые дети могут получить дома и их причины: ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов, падение с кровати, окна, стола и ступенек; удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.), отравление бытовыми химическими веществами; поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнажённых проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.
Падения
Падения -  распространённая причина ушибов, переломов костей и серьёзных травм головы. Их можно предотвратить, если не разрешать детям лазить в опасных местах; устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах. В летнее время  зоной повышенной опасности становятся детские площадки, особенно качели.  Если ребёнок упал с качелей, он должен прижаться к земле и подальше отползти, чтобы избежать дополнительного удара. Добровольный прыжок с качели никогда не заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого касания с грунтом происходит перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов.
Порезы
Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно научить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей необходимо научить осторожному обращению с этими предметами. Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источниками заражения ран.
Травматизм на дороге
Из всевозможных травм на улично- транспортную приходится каждая двухсотая.  Последствия ДТП очень серьёзны. Самая опасная машина - стоящая: ребёнок считает, что если опасности не видно, значит, её нет.  Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, существует риск оказаться под колёсами другой машины.  
При переходе дороги, дети должны знать и соблюдать следующие правила:
  • остановиться на обочине;
  • посмотреть в обе стороны:
  • перед тем как переходить дорогу, убедиться, что на ней транспортных средств;
  • переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста;
  • ни в коем случае не перебегать дорогу;
  • переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора;
  • на дорогу нужно выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно, чтобы водитель видел тебя;
  • переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали;
  • если транспортный поток застал на середине дороги, следует остановиться и не паниковать;
  • маленького ребенка переводить через дорогу надо только за руку;
  • детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом.
Во избежание несчастных случаев нужно учить детей ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению. Старших детей необходимо научить присматривать за младшими. При перевозке ребёнка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребенка надо посадить сзади и справа.
Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной травматизма среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты.
Водный
Взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоёмов. Дети могут утонуть менее, чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или вблизи воды, в том числе в ванной. Нужно закрывать колодцы, ванны, вёдра с водой. Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста. Дети должны знать, что нельзя плавать в водоёмах без присмотра взрослых. 
Ожоги
Ожогов можно избежать, если: ограничить нахождение детей вблизи горячей плиты, утюга, устанавливать  плиты  достаточно высоко или откручивать ручки  конфорок, чтобы  маленькие дети могли до них достать;  не приближаться  детям близко к открытому огню,  пламени свечи, костру,  взрывам петард, исключить  допуск детей к  легковоспламеняющимся жидкостям,  таким как бензин,  керосин, спичкам, зажигалкам,  бенгальским огням,  петардам. 
Удушение от мелких предметов
Маленьких детей предпочтительнее кормить измельченной пищей, исключая из рациона пищу с косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки - это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья. Следует убедиться, что с ребенком все обстоит благополучно. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребёнок клал что-нибудь в рот.
Поражение электрическим током
Дети могут получить серьёзные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнажённые провода представляют для них особую опасность.
Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни.  Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.