Новости проекта
Образовательная платформа ЭФФОР
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 13 человек

«Пятиминутки безопасности»

Дата: 24 июля 2019 в 13:33, Обновлено 24 июля 2019 в 13:39
Автор: Щусь Т. П.

Научно-технический прогресс, наряду с благами, принес и неисчислимые бедствия, как человеку, так и окружающей среде. Развитие современного общества порождает целый ряд опасностей: природных, техногенных, социальных. Человек, попадая в зону действия различных непредвиденных ситуаций (аварий, катастроф, стихийных бедствий, пожаров, взрывов, преступлений, вредных привычек и т.д.) может получить травмы и увечья различной степени тяжести.

Как защититься от всех напастей и крушений, которые могут коснуться нас в повседневной жизни? Вот здесь появляется понятие безопасности, обеспечение которой и позволяет в какой-то мере застраховаться от всевозможных проблем и включает в себя комплекс мер, направленных на сохранение собственной жизни и жизни членов семей, особенно детей.

Соблюдение элементарных правил личной безопасности помогает человеку избежать различных физических и моральных травм.

Современным детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности внешних факторов, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Очень важно с самого раннего возраста формировать у обучающихся навыки безопасного поведения, воспитывать законопослушного гражданина. Задача педагогов развить у учащихся понимание опасности, которую таит в себе окружающий мир. Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

Базовый материал по обучению основам безопасного поведения дети осваивают на учебных занятиях.

«Пятиминутки безопасности» - до 5 минут информирования по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, формирования основ безопасного и ответственного поведения (3 раза в неделю). Проводится учителем-предметником.

Цель «Пятиминутки безопасности» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения, путем создания у обучающихся соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы  безопасного поведения.

При организации и проведении «Пятиминуток безопасности» нельзя ориентироваться только на напоминания, повторение известных положений (таких как «будьте осторожны»). Необходимо пробудить внимание и интерес,  рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанный с раскрытием определенных закономерностей, или разбирая конкретный случай происшествия.

Проведение «Пятиминуток безопасности» должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни акций, смотров, операций и рейдов по безопасности и профилактике, а постоянно действующей системой влияния на мышление и действия детей и подростков, на воспитание у них навыков правильного поведения.  

Целесообразно каждую «пятиминутку» разбирать новый вопрос. В отличие от урока или воспитательного мероприятия, «Пятиминутка безопасности» не требует от педагога специальной подготовки либо каких-то особенных знаний предмета. «Пятиминутку безопасности» проводит любой учитель, либо преподаватель.  

«Пятиминутка безопасности» должна быть именно пятиминуткой. Ее длительность — максимально 5 минут!!! Педагог задаёт вопрос (ставит проблему) и, выслушав мнение нескольких обучащихся, обобщает их и дает объяснение. Очень важно создать ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснений одной и той же ситуации детьми.

Нет необходимости пытаться «объять необъятное», группируя несколько вопросов (даже если они кажутся вам одинаково важными и актуальными) в одну мини-беседу. Это не работает. Главное правило «минутки» - ее краткость. Вопрос должен предельно четко описывать КОНКРЕТНУЮ  ситуацию, а ответ – давать однозначную рекомендацию, как действовать в данном конкретном случае. Наша задача – добиться ОСОЗНАННОСТИ поведения.

Список тем (вопросов и правильных ответов на них) «Пятиминутки безопасности» у учителя должен быть всегда под рукой. Желательно, чтобы он был подготовлен и роздан учителям заранее.

Обязанность готовить вопросы (на месяц, полугодие, год) возлагается, как правило, на ответственного за поведение информационно-разъяснительной работы в учреждении образования. Планируя тематику «пятиминуток», лучше всего исходить из актуальности темы в данный конкретный период в зависимости от складывающейся  обстановки, времени года, погодных условий и т.п.

Например, осенью и зимой актуальны темы участия детей и подростков в дорожном движении,  поведения в темное время суток, особенности восприятия дороги при искусственном освещении, безопасность на скользкой дороге и т.п., весной и летом целесообразно освещать вопросы, касающиеся использования детьми велосипедов, самокатов, современных средств передвижения (гироскутеров, сигвеев и др.), игр вблизи дороги и т.д.

Осторожно – Солнце!

Детская кожа в силу своих особенностей (снижена способность вырабатывать пигмент меланин), очень чувствительна к воздействию ультрафиолетовых лучей.

Неконтролируемое пребывание детей на солнце чаще всего приводит к возникновению солнечного ожога, который представляет собой острое воспаление кожи в ответ на действие естественного или искусственного ультрафиолетового излучения. 

Следует избегать нахождения на открытом солнце в период с 11 до 16 часов, всегда надевать головной убор (панамки или шляпки с широкими полями, кепки или банданы с козырьком и защитой шеи), а также использовать солнцезащитные очки и специальную солнечную косметику.

Кроме этого, детям необходимо  обеспечить достаточный питьевой режим (бутилированная вода, несладкие соки, морсы и др.).

Безопасность на воде.

  • Отправляйся на водоем только с взрослыми.
  • Купайся только в специально отведенных местах.
  • Не отплывай далеко от берега на надувных плавсредствах, не используй самодельные устройства.
  • Не цепляйся за лодки, не подплывай к проходящим судам, не заплывай за буйки.
  • Не бросай в воду стекло, бутылки, мусор.
  • Не устраивай игры, связанные с захватами.
  • Нельзя подавать крики ложной тревоги.
  • Если ты оказался на сильном течении, плыви по течению по диагонали, постепенно
  • приближаясь к берегу.
  • Если ты попал в водоворот, набери побольше воздуха, нырни и постарайся резко свернуть в сторону.
  • Если свело судорогой мышцы, ложись на спину и плыви к берегу, постарайся при этом растереть сведенные мышцы.

Купаться необходимо в специально отведенных оборудованных местах в утренние или послеобеденные часы. За границы зоны купания, которые обозначаются яркими плавучими сигналами, не заплывать. В день купание проводится кратностью 1 раз, в жаркие дни разрешается повторное купание.

Купание с наступлением темноты запрещается.

Начинать купание в открытом водоеме можно в солнечные и безветренные дни при температуре воды не ниже 20С, воздуха – не ниже +23С.

Время пребывания в воде в первый день составляет 7–10 минут. Категорически запрещается входить в воду в разгоряченном виде (после спортивных и других мероприятий). В воде, чтобы не замерзнуть, необходимо двигаться. Купание следует прекращать при появлении первых признаков переохлаждения («гусиная кожа», озноб, посинение носа, губ, ушей).

Профилактика острых кишечных инфекций и пищевых отравлений в летний период.

Острые кишечные инфекции – инфекции, вызванные вирусами (энтеровирусная, ротавирусная инфекция) и бактериями (брюшной тиф, сальмонеллез, дизентерия и др.).

Основные причины:

  • Теплое время года способствует размножению с огромной скоростью болезнетворных микроорганизмов при попадании их в продукты питания (молочные продукты, мясо, рыбу, бульоны) и быстрому достижению того количества микроорганизмов, которое с успехом прорывает защитные барьеры желудочно-кишечного тракта.
  • Летом в пищу употребляется большое количество сырых овощей, фруктов и ягод, на немытой поверхности которых обитает огромное количество микробов, в т. ч. потенциально опасных.
  • Летом дети много времени проводят на улице, и надо помнить, что еда чистыми руками – обязательное правило.
  • Летом и дети, и взрослые любят поплавать в открытых водоемах. В воде микроорганизмы длительное время сохраняют жизнедеятельность (до нескольких месяцев).
  • Чтобы избежать пищевых отравлений, нужно придерживаться простых рекомендаций, соблюдая которые можно максимально обезопасить себя от болезней, связанных с продуктами питания:
  • Тщательно следует оберегать от загрязнения пищевые продукты, уже подвергнутые тепловой обработке. В таких продуктах микробы размножаются легче, чем в исходном пищевом сырье, где продолжают в течение некоторого времени действовать защитные вещества живых клеток, подавляющие жизнедеятельность микробов.
  • Скоропортящиеся продукты (мясо, рыба, полуфабрикаты, молоко и молочные продукты) необходимо  хранить в холодильниках до их реализации или термической обработки при температуре не выше +60С, обязательно соблюдая сроки годности.
  • Большое значение имеет термическая обработка пищи – проваривание, запекание, поджаривание, тушение – которая обеспечивает гибель возбудителей и разрушение их токсинов.
  • С момента приготовления до использования первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 3-х часов.
  • Любые фрукты, включая цитрусовые, перед употреблением обязательно тщательно моют водой.

Важно отметить, что источником многих инфекций являются мухи, поэтому нельзя допускать, чтобы они садились на еду, желательно, чтобы в квартире или в доме их не было вообще.

Педикулез

Педикулез (вшивость) – это паразитарное заболевание, вызываемое кровососущими насекомыми – вшами.

Почему возникает педикулез:

Заражение головным педикулезом происходит при близком контакте, во время которого насекомое переползает с волос больного на волосы здорового человека, а также опосредованным путем через зараженные вещи (головные уборы, машинки для стрижки волос, расчески и другие предметы ухода за волосами).

Ведущим симптомом головного педикулеза является мучительный зуд волосистой части головы, приводящий к расчесам, в особенности в затылочной области и за ушными раковинами.

Профилактикой педикулеза являются:

  • регулярное мытье и осмотр волос ребенка;
  • использование только личных головных уборов, расчесок для волос;
  • при наличии длинных волос у девочек рекомендуется закалывание их в местах большой скученности людей;
  • исключение случайных половых связей для предотвращения заражения лобковым педикулезом;
  • своевременное выявление и лечение больных, а также контактировавших лиц.

Меры профилактики укусов клещей.

  • На прогулку в лес, парк надевайте плотно прилегающую к телу одежду (желательно светлых тонов) с застегнутыми на рукавах манжетами и брюки.
  • Надевайте головной убор или используйте капюшон.
  • Пользуйтесь специальными средствами химической защиты от клещей (репеллентами).
  • Заправляйте верхнюю одежду в брюки, а брюки – в сапоги, высокие ботинки или в носки.
  • Через каждые 1-2 часа на прогулке и по возвращении домой проводите само- и взаимоосмотры одежды и открытых участков тела. Не присосавшийся клещ (снятый с одежды или тела) не представляет опасности.
  • Располагайтесь на отдых на траве на солнечных, сухих полянах не менее чем в метре от троп и кустарников, обязательно используйте покрывало или подстилку большой площади, светлых тонов для своевременного обнаружения клеща.
  • Внимательно осматривайте дары леса (грибы, ягоды, букеты цветов) приносимые домой на наличие клещей.
  • При дальних прогулках и туристических походах возьмите в аптечку приспособления для удаления присосавшихся клещей промышленного изготовления или пинцет/суровую нитку, антисептик для обработки повреждений кожи, противомикробные средства для химиопрофилактики клещевых инфекций.

Что делать, если укусил клещ:

Обратитесь в лечебное учреждение для извлечения клеща (чем раньше клещ будет извлечен, тем лучше) и получения консультации по курсу профилактического лечения, которое должно быть максимально ранним (не позднее 3 дней после укуса);

  • При отсутствии возможности обратиться в лечебное учреждение удалите клеща самостоятельно. Используйте нить, обвяжите ее вокруг головки клеща как можно ближе к поверхности кожи. Вращая нить против часовой стрелки, клеща «вывинчивают», помещают в емкость с плотно притертой крышкой и доставляют в лечебное учреждение либо в центр гигиены и эпидемиологии;
  • При извлечении клеща не нужно использовать никакие масляные растворы, так как клещ в дальнейшем не будет пригоден для исследований на наличие возбудителей заболеваний;
  • Место укуса обработайте антисептиком (йодом, раствором бриллиантовой зелени, перекисью водорода), после чего тщательно вымойте руки с мылом;
  • В любом случае обратитесь к врачу;
  • В последующие дни после укуса следите за своим самочувствием: в случае появления недомогания, головной боли, повышения температуры, боли в мышцах немедленно снова обратитесь к врачу.

Что делать, если укусила змея:

  • Вызвать скорую медицинскую помощь по телефону 103;
  • При отсутствии дыхания и сердцебиения (пульса), приступить к сердечно-легочной реанимации;
  • При отсутствии сознания пострадавшему следует придать стабильное положение на боку;
  • В первые 10-15 минут после укуса выдавить яд из ранки. Высасывать яд не рекомендуется;
  • Промыть место укуса перекисью водорода либо водой с мылом, обработать края раны антисептиком (раствором йода,
  • Бриллиантовой зелени, спиртом, одеколоном);
  • Наложить стерильную повязку на рану;
  • Чтобы замедлить распространение яда в организме, необходимо ограничить подвижность пострадавшего; при укусе конечностей наложить шину;
  • Давать пить большое количество жидкости;
  • Доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Профилактика травматизма

Дорогие ребята! Мы живем в сложном мире, где люди сталкиваются со многими опасностями. Вот почему важно знать, какие бывают чрезвычайные ситуации и как себя вести, если случилась беда.

Безопасность в квартире

  • Если звонят в вашу квартиру, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо оттого, один ты дома или с близкими).
  • Если пришедший представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.
  • Если незнакомец представился сотрудником работником ЖЭУ, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.
  • Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или «скорой помощи», не спеши открывать дверь: уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.
  • В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.
  • Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, газовую плиту.

Если ты почувствовал запах газа:

  • Не включай свет и не зажигай спички.
  • Перекрой подачу газа к плите.
  • Открой окна и проветри квартиру.
  • По телефону 104 от соседей или с мобильного телефона вне стен квартиры сообщи о случившемся в аварийную газовую службу.
  • Помни: пользоваться газовыми плитами детям младше 12 лет ЗАПРЕЩЕНО!

Если начался пожар:

  • Немедленно вызови спасателей по телефону 101 или 112. Четко сообщи, что и где горит, назови свою фамилию и телефон, другую информацию, которую попросит диспетчер.
  • Если возгорание невелико, попробуй самостоятельно справиться с возгоранием, используя подручные средства (плотная мокрая ткань, земля, вода).
  • Если пламя продолжает разгораться, немедленно покинь помещение.
  • Покидая помещение, закрой все окна и двери - это предотвратит распространение огня.
  • Из задымленного помещения выбирайся пригнувшись к полу, прикрывая нос и рот влажным платком, одеждой, сверху накройся влажной плотной тканью, пледом.
  • При пожаре запрещается пользоваться лифтом - спускайся по лестнице.
  • Если при пожаре ты не можешь выйти из квартиры:  Вызови спасателей.
  • Прикрывай органы дыхания от дыма влажным платком.
  •  Если есть возможность, выйди на балкон, плотно прикрыв за собой дверь.
  •  Если балкона нет, дождись помощи возле окна, подавай сигналы спасателям через окно куском яркой материи или фонариком.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ГРОЗЕ

  • Не выходи из дома, квартиры.
  • Закрой окна, двери и дымоходы.
  • Отключи от сети радио, телевизор, не пользуйся электроприборами и телефоном.
  • Если гроза застала на улице, укройся в ближайшем здании.
  • Нельзя находиться на возвышенностях, вблизи крупных металлических объектов, под одиноко стоящими деревьями.
  • При отсутствии укрытия необходимо найти низину, сесть на корточки, обхватить голову
  • руками, отложить металлические предметы.
  • В лесу необходимо укрыться на низкорослом участке, держаться подальше от пораженных грозой деревьев.
  • Нельзя находиться у воды (купаться, ловить рыбу).
  • Если ты застигнут грозой на велосипеде, остановись и пережди грозу на расстоянии
  • примерно 30 метров от него.
  • При встрече с шаровой молнией не касайся ее и не приближайся, по возможности не двигайся.
  • Ежедневно на нашей планете происходят различные чрезвычайные ситуации. Экстремальные ситуации возникают, как правило, внезапно и требуют от человека незамедлительных и активных действий.
  • Формула безопасности гласит:- необходимо предвидеть опасность и, по возможности, избегать ее.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.