Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 14 человек

Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет).

Дата: 2 декабря 2019 в 22:29
Автор: Рудько В. В.

Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет).

Одной из главных задач обучения ребенка является развитие активной и пассивной речи у него.

Обучение ребенка (2 г.) направленно на активизацию словаря и овладение фразовой речью. По звуко-слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов типа ля-ля,дя-дя,та-та,на-на,бо-бо и т.д.; звукоподражания: аф-аф,би-би и т. д.; двусложные слова с открытыми слогами типа Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза, была, иди, гулять, большой и т.д.;трехсложные слова с открытыми согами: молоко,машина,корова,собака, ходила,гуляла и т.д.

Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети учатся обращаться с просьбой («Дай то-то»; «Тетя дай то-то»), затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и, наконец, с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где ля-ля?»).

Развитие речи ребенка происходит в процессе ознакомления его с предметами и явлениями окружающего мира.

Приемы обучения детей раннего возраста:

< >Показ предмета (игрушки) и его называние.целью развития речи в момент появления игрушки взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Важно, в момент зрительного сосредоточения, задержать игрушку над ширмой, дать ее ребенку в руки, погладить ее рукой ребенка, покачать, позвенеть и т. д.Рассматривание предмета.большой, мишка большой, стол большой», «Глаза есть у мишки, зайца, кошки, утки» и т. д. В силу того, что для детей раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, им лучше называть группу предметов не обобщающим словом (овощи, фрукты), а вопросом, содержащим в себе обозначение действия: «Что мы надеваем?»; «Что растет в огороде?»; «Кто летает?».

Необходимо обращать внимание ребенка на наличие связей и отношений между предметами: «Карандаш, бумага нужны, чтобы рисовать.»

< >Показ действий с предметами и их называние.основе овладения детьми действиями с предметами лежит подражание взрослым. Сначала необходимо совместно выполнять действия: показав действия, взрослый берет руки ребенка в свои и ведет в нужном для совершения действия направлении (подталкивает мяч, надевает кольцо на пирамидку, вставляет грибок в отверстие и т. д.). Ребенок усваивает, что с каждым предметом можно выполнять ряд действий в определенной последовательности (куклу качать, кормить, одевать, гулять и т. д.).процессе выполнения действий взрослый поглаживает руку ребенка; вызывает ответную улыбку; хлопает в ладоши; гладит по голове, отмечая успех; хмурит брови; употребляет слова с мимикой («хорошо», «очень хорошо», «правильно», «так», «еще» и т. д. в сочетании с улыбкой, кивком головы или «плохо», «нет», «так нельзя», «не так» и т. д.).внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем – вопросами: кто это? Что это? Кто спрятался?;
-просьба, предложение произнести слово;совместное проговаривание слова;отраженное произнесение слова;самостоятельное произнесение слова;договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово;ответы на конкретные вопросы: кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, цвету)?;предъявление речевого образца: в ходе овладения детьми действиями взрослый должен постоянно предоставлять им образцы речевых высказываний («Будем играть. Будем снимать колечки. Это колечко сниму я, а это – Саша. Это – я, а это – Саша».) и так до конца занятия. Постепенно включаются слова, обозначающие цвет и величину колец («Я снимаю маленькое колечко, и Саша снимает маленькое колечко. Я надеваю красное кольцо, и Саша надевает красное кольцо». И т. д..Задания, направленные на развитие пассивной речи, - показ предмета, манипулирование с ним. Взрослый; «Это мяч… Покажи мяч…Дай мяч… Принеси мяч…Найди мяч… Возьми мяч…»Задания, направленные на развитие активной речи, - обучение называнию предметов и действий с ними. Взрослый: «Кто это?» - «Киса». – «Скажи: Киса». – «Киса». – «Как кричит киса?» - «Мяу». Или: «Как мяукает киса (кошка)?» - «Мяу».
Не надо ждать, что ребенок сразу же повторит сказанное взрослым. Это придет постепенно. Дети не могут сразу правильно воспроизвести звуковой и слоговой состав слова. На первых порах этого и не нужно требовать. Иначе у ребенка может появиться негативное отношение к речи, что удлинит сроки появления активной речи.

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с дефектологом.  Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.