Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 14 человек

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Дата: 4 июня в 19:48
Автор: Рудько В. В.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

•      Следите за произношением детей.

    Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Иначе проделанная за год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу по их постановке заново (самостоятельно искать логопеда для ребёнка и продолжать индивидуальные занятия).  Исправляйте ошибки в произношении слов сложной слоговой структуры (например, «блатека» -библиотека, «барелина»- балерина, «валосипед» - велосипед и т.п.).

•    Обогащайте словарный запас детей новыми словами.

    Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных.

•      Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывайте короткие тексты,   устно   сочиняйте   сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном за день.

•   Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении предложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, неправильный порядок слов в предложении. Например, «Шишка упала из ветки» - Шишка упала с ветки. «Дети играют в игры интересные» -  Дети играют в интересные игры. «Я видел на ветке две птичек» - Я видел на ветке двух птичек.

•   Дети   и в летний период не должны забывать о существовании карандашей,   красок,   пластилина, ножниц.  Помните, что  рисование, лепка, аппликация, раскрашивание развивают мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи (исследования ученых)!

  (Ребёнок плохо рисует, не проявляет интереса к рисованию или другим видам изодеятельности - это сигнал к тому, что в школе у него могут появиться проблемы).

     Выполнение всех этих рекомендаций - большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего у спешного обучения, как в детском саду, так и в школе.

Уважаемые родители!

Уделитебольше внимания речи своих

детей в летний период!

Учебный год закончился. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли. Но родителям детей, занимающихся с логопедом, и летом нельзя забывать о проблемах своих детей. Важно помнить, что поставленные за год звуки за летний период могут «потеряться». 

Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить папку с домашним заданием на лето и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. Ребенку и логопеду приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше! 

• Ежедневно выполняйте зарядку для языка (артикуляционную гимнастику):

• Повторяйте материал по автоматизации звуков.

• Следите за своей речью и речью ребёнка, сразу же исправляйте ошибки!

• Заучивайте стихи, чистоговорки, загадки, потешки, маленькие рассказы с поставленными проблемными звуками.

   

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу!!!

Упражнения для автоматизации звуков

1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из самостоятельной  речи), тогда необходимо будет работу над этими звуками начинать заново.

2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно!

Упражнения для развития фонематических процессов

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «мак»? Какой 1, 2, 3, ?)

2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)

6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых слышим определенный звук.

7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы в начале, конце или середине слова. (Шуба, душ, кошка.)

Упражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)

2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов

3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).

4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).

6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

 

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а когда их много -  сады,  гулял где - за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)

2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):

  • Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,

 

  • Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль…

 

  • Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

 

  • Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

 

  • У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

 

  • Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

3. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

4. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

1. Обогащайте словарный запас детей новыми словами.
Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк. Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов и т.д.), животных.

2. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

3. Сочиняйте стихи, рифмы.

4. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

5. Игра в слова:  «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»

6. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.


Упражнения на развитие связной речи

1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

3. Расспрашивайте о важных для него событиях.

4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

Дети и в летний период не должны забывать о существовании карандашей, красок, пластилина, ножниц. Пусть ребёнок зарисовывает свои летние впечатления. Давайте штриховать, раскрашивать раскраски цветными карандашами, красками, фломастерами. Помните, что рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, развивает мелкую моторику рук. А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи!

Для развития мелкой моторики так же будут полезно: 

1. Застёгивать молнии, кнопки, пуговицы, завязывать шнурки;           

2. Собирать, перебирать, сортировать ягоды, фрукты;

3. Выкладывать из веток, камней, палочек, желудей, шишек рисунки;

4. Полоть клумбы, грядки;

5. Завинчивать гайки, шурупы (игрушечные и настоящие);

6. Лепить из глины и песка;

Создайте фотоальбомы о жизни ребёнка летом. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о вашей семье, о домашних животных. Альбом нужно не только сделать, а обсудить все фотографии с ребёнком. Пусть он расскажет, кто снят, что он делает, что было до и после каждой фотографии. А в сентябре мы обязательно проведем презентацию этих альбомов!

Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения. Помните, то слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

!!! Семейное чтение –  это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное!!!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.